![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() фольклорный элемент ![]() ![]() ![]() ![]() Пользователи 1917 13.2.2005 Тридевятое царство, тридесятое государство, изба на курьих ногах ![]() |
Тема вынесена из топика про Aligmentы в 4-ке, началом её послужил ответ вот на этот пост Геометра Теней.
Потому добро довольно жестко связано с сохранением существующего миропорядка, а зло - со стремлением его разрушить, чтобы жуткие хтонические силы поплясали на могилах невинных жертв. Кстати, любопытно, а существуют ли (существовали ли) вообще такие мифологии, где добро главным образом хаотично, а зло - упорядоченно? То бишь не отдельные добрые и злые сущности, а их подавляющее большинство? Навскидку не припоминается. -------------------- Домашняя страница б. Яги
Лишь существо, по природе злое, может понять, какую оно обретает свободу, творя добро. С. Лем, "Глас Господа" |
![]() |
|
![]() |
|
![]() фольклорный элемент ![]() ![]() ![]() ![]() Пользователи 1917 13.2.2005 Тридевятое царство, тридесятое государство, изба на курьих ногах ![]() |
Как раз средневековый крестьянин создал и придумал уйму произведений - да, их литературной обработкой занимались позже, но вот вы посмотрите на классиков - у них очень многие произведения созданы на основе народного фольклора. Тут не всё так однозначно. Есть довольно-таки правдоподобные гипотезы, што многие (не все, но существенная часть) элементы фольклора современных народов вторичны, то бишь заимствованы из существовавших ранее литературных источников, а потом переработаны народом. Обоснование, на примере русского фольклора, примерно такое: записывать народные сказки начали в конце XVIII - начале XIX века. К тому моменту вполне могло получиться, што умеющий читать дворовой (к примеру, читал барину на ночь) пересказывал прочитанное дома своим детям, те - другим, и так далее. Очинно подозрительны совпадения некоторых сюжетов и даже имён героев народных сказок с сюжетами и именами из произведений, написанных парой тысяч лет раньше. К примеру, насколько вероятно, что имя "Елена Прекрасная" совершенно случайно совпало в русских народных сказках и в греческом эпосе о Троянской войне? Или, скажем, имя "Финист - ясный сокол". В русском языке имени "Финист" нету. А вот в греческой мифологии была птица "феникс"... Может, энто слегка и попахивает фоменковщиной, но частично может быть и верно. То же касается и Пушкина. "Мёртвая царевна"? Братья Гримм примерно в то же время записали аналогичную немецкую сказку. "Золотая рыбка"? Те же братья Гримм, "Сказка о рыбаке и его жене", где в роли Золотой Рыбки выступает камбала. Ежели считать, што Пушкин в этих случаях исходил из "первичного" русского фольклора, а Гриммы - из "первичного" немецкого, то пришлось бы предположить, што в немецком и русском фольклоре возникли абсолютно идентичные сказки, а энто слишком уж неправдоподобно. Проще поверить, што сказки энти и в русском, и в немецком фольклоре вторичны - то бишь попали в народную среду из каких-то более древних источников, были народом переработаны, а потом записаны фольклористами. Не удивлюсь, ежели окажется, што такой процесс (передача сюжета из фольклора в литературу и обратно) происходил несколько раз. Вполне может оказаться, што истоки каких-то сказок современных народов лежат в литературе Вавилона или древнего Египта (заимствование через греков) ![]() -------------------- Домашняя страница б. Яги
Лишь существо, по природе злое, может понять, какую оно обретает свободу, творя добро. С. Лем, "Глас Господа" |
![]() |
|
![]() |
|
![]() фольклорный элемент ![]() ![]() ![]() ![]() Пользователи 1917 13.2.2005 Тридевятое царство, тридесятое государство, изба на курьих ногах ![]() |
Но с выяснением корней современных сказок может быть очень тяжко - ибо даже совпадение сюжетов может ничего не доказывать, благо Юнг много говорил про архетипы не на пустом месте. ![]() Так-то оно так, но тут надо различать между "ядром" мифа (где-то встречался термин "мифологема") и несущественными деталями. Одно и то же ядро, действительно, может либо возникнуть независимо, либо быть унаследовано от общих неолитических корней. Но поверить, што несущественные детали сохранились со времён ледникового периода, мне было бы очень тяжело. К примеру, я легко поверю, што рассказы о поднявшихся из могилы мертвецах, которые пьют кровь живых, могли возникнуть у разных народов независимо. Я могу также поверить, што мнение о том, што такие мертвецы боятся солнечного света, тоже могло возникнуть независимо - цепочка рассуждений "солнце даёт жизнь, значить, мертвецы должны его бояться" вполне естественна. Но вот ежели оказалось бы, што в двух разных культурах существуют рассказы о том, што энти самые мертвецы боятся чеснока, то энто явно означает, што либо одна культура позаимствовала энту деталь у другой, либо обе взяли её от какой-то третьей культуры. Либо, наконец, што таковая деталь соответствует реальности, и поэтому легко возникает в каждой культуре, которая сталкивается с вампирами ![]() Аналогично со сказками. Я охотно верю, што ядро "младший сын преодолевает кучу трудностей, но в результате получает больше, чем старшие братья" могло возникнуть независимо хоть у автралийских аборигенов, но вот поверить в случайное совпадение имён персонажей не могу. Однако тема вьётся, как змея на сковородке. Начали с космологии D&D, ответвления пошли в мифологии разных народов и анализ литературных источников. Кто угадает, куда нас кинет через 10 постов? Ишшо в какие-нибудь эзотерические дебри. Будем надеятся, модератор энтого раздела не начнёт свирепствовать ![]() -------------------- Домашняя страница б. Яги
Лишь существо, по природе злое, может понять, какую оно обретает свободу, творя добро. С. Лем, "Глас Господа" |
![]() |
|
![]() |
|
![]() Гость ![]() Пользователи 47 14.4.2009 ![]() |
Тема вынесена из топика про Aligmentы в 4-ке, началом её послужил ответ вот на этот пост Геометра Теней. Кстати, любопытно, а существуют ли (существовали ли) вообще такие мифологии, где добро главным образом хаотично, а зло - упорядоченно? То бишь не отдельные добрые и злые сущности, а их подавляющее большинство? Навскидку не припоминается. Голивудская мифология "дикого запада" Вам не подходит? |
![]() |
|
![]() |
|
![]() UR-Wrath ![]() ![]() ![]() ![]() Модераторы 2240 11.9.2004 Липецк. ![]() |
Скорость гепарда!
-------------------- |
![]() |
|
![]() ![]() |
![]() |
: 19th June 2025 - 12:44 | ![]() |