Цитата
Это может быть без всякой связи
Раз за разом буксую на этом. Как без связи? То есть иммерсии никакой нет, а эффект есть?
То есть, например, игрок холодно и спокойно просчитывает самые безопасные (самые экспоносные, самые забавные) линии поведения, а потом резко начинает отыгрывать страх? Не очень верю - потому что единственный рычаг для "ощущения неприятностей" именно неприятности персонажа. Игроку-то в принципе ничего не угрожает - даже если персонажа перемелют на фарш злобные монстры, для игрока с нулевой степенью погружения, рассуждая логически, это всего-навсего потеря набора циферок на листе бумаги.
Я подозреваю, что ты говоришь о том, что некоторая степень иммерсии в игре обычно наступает даже без активных усилий игрока, если игрок сознательно ей не противодействует (например, с помощью крейзилунизма). Это есть, и если отсылать к культурным символам страха можно какой-то уровень из этого выжать. Но иммерсия, к которой не приложено сознательных усилий, от этого иммерсией быть не перестает. (Хотя эта линия тут, по большому счёту, пока всерьёз не рассматривалась).
Если же речь о том, что некоторые приёмы проведения игры могут поднять уровень волнения игрока, которые он передаст персонажу - то опять-таки, для этого надо, чтобы игрок воспринимал твои приёмы, а для этого надо чтобы он хоть немного беспокоился за персонажа, потому что твоя власть
над персонажем велика, ну а игроку, который не настроен воспринимать твои приёмы всерьёз (например, сидит и читает книжку, краем уха слушая речь мастера и порой делая заявки на полуавтомате), ты можешь разве что в глаз дать - а это, очевидно, не повод "предчувствовать неприятности"...