Не в коем случае не наезд, а имхо.
Я закончил Универ 10 лет назад. Преподавателей у которых хотелось учиться было очень немного. Причем с некоторыми, у кого не хотелось, удавалось наладить отношения на полевых практиках - там они ближе к народу. С остальными приходилось выживать. Ну справлялись как то

Спустя эти годы я примерно представляю как изменился преп-состав. Кто помер, кто ушел. Кто из сокурсников сам стал преподавать. Интересно, что остались лучшие и худшие по успеваемости - первые занимаются научной работой и преподают "в нагрузку", вторые принимают зачеты и экзамены. Характерно, что не среди первых, не среди вторых нет людей, которые хотели бы научить и умели бы это делать.
Что же касается причины, тут все просто. Система образования в СССР была неразрывно связанна со всеми остальными аспектами деятельности страны. Т.е. заводами, учреждениями и прочим. После того как титаник утонул, тщательно культивировался миф о "лучшем в мире образовании" и о том, что так оно и будет всегда.
Что в итоге? Во-первых, школа грузит детей мегатоннами ненужных знаний, но не учит собственно "учиться". Во-вторых, высшее образование подверглось гипер-инфляции, из-за избыточного количества мест и количества новоявленных университетов/академий. Наконец, в третьих, нет потребителя полученных кадров. Те, кто хвалят образование в СССР немного забывают, что существовало распределение, от которого можно было отвертеться только по комсомольской, или научной линии, всех остальных пристраивали...