Принципиальное различие в "эмоциональной" сфере жизни между человеком и животным установить достоверно, имеющимися на настоящее время средствами, скорее всего нельзя.
Проблемы начинаются уже при определении того, в чём именно заключается ценность жизни или хотя бы основная часть этой ценности. Так в жизни человека огромную роль играет его физическое состояние и ощущения, ради которых он расходует значительную часть своих ресурсов. Ради отсутствия боли, холода, голода и прочих негативных физических ощущений, человеческое общество, пожалуй на протяжении всей своей истории, тратило значительные усилия (если не сказать большую часть).
Нет оснований полагать, что болевые ощущения и подобные им отличаются у человека и у животных. Почти наверняка при испытывании сильной боли разницы между видовой принадлежностью субъекта нет. (Главным является само ощущение боли.) Хотя возможно интенсивность от разных раздрожителей и различается для разных видов.
Тут ещё проблема в терминологии. Вот удовольствие это эмоция или нет? Человек крайне много делает для получения удовольствия, или для не получения неудовольствия. В какой-то степени можно было бы поставить вопрос, а не является ли это основным содержанием его жизни. Отрицать способность животных получать удовольствие, я думаю необоснованно.
Сны. Отличается ли принципиально ощущения от процесса сна у человека и у животного?
Желание жить? А что оно вообще такое? Если не объяснять его инстинктом самосохранения, то я бы предположил, что это прежде всего желание воспринимать мир внешний и внутренний, самосознавать. Возможно я что-то и упускаю. Восприятие у животных безусловно есть. Есть ли у них самосознание? Не способность сформулировать "я существую", а что-то другое (напомню, во сне может отсутствовать способность такой формулировки, при сохранении того, что вроде бы можно назвать самосознанием). Вот это неизвестно. Но это мало известно (вернее сложно проверяемо) и в отношении других людей, лишь развитые средства коммуникации создают уверенность в этом.
Кстати, сны могут быть весьма полезны для исследования различий и сходств между различными типами мышлений, путём анализа своих воспоминаний процессов мышления, сознания и эмоций в них.
Если отрицать способность животных испытывать эмоции, то непонятно как тогда интерпретировать "эффект маугли", неспособность человека, воспитанного животными, стать полноценным человеком, в принятом понимании этого слова. Ведь поведение и мышление такого "маугли" фактически животное, получается он также неспособен испытывать эмоции. Но это означает, что все эти механизмы формируются при воспитании, а это странно, ведь по современным представлениям физическое строение играет в сфере мышления очень большую роль.
Есть ещё вопрос о принципиальной разнице в мышлении. Быть уверенным в существовании этой разницы между мышлением животного и человека несколько опрометчиво, прежде всего в силу малой изученности и понимания мышления человека. Способность человеческого мышления к резкой смене состояний (волевым ли усилием, под воздействием внешних осбтоятельств или веществ, с помощью врождённых механизмов, таких как сон) наглядно демонстрирует возможность неединственности типов мышления. Причём только одно, дневное мышление, достаточно представимо по внешним проявлениям. Это заставляет усомниться в отсутствии у животных развитого, но недоступного нашему восприятию мышления. Уж не говоря о том, что внимательное наблюдение за поведением животных даёт достаточные подтверждения этим сомнениям.
|