Походил по ссылкам и заметил, что никто так и не составил списка значимых изменений. Попробую сам (кто еще что-то важное вспомнит - дополним):
1. Серьезные изменения, затронувшие создание персонажа:- Все необходимые правила собраны в Бэйсик Сете, а не разбросаны по книгам
- Для решения частных вопросов (псионика, кибертехника, суперсилы) теперь не вводятся новые адвантаги и дизадвантаги. Вместо этого, уже имеющиеся объединяются и модифицируются в пауэры и метатрейты
- Линейный рост стоимости уровней атрибутов и адвантагов
- Изменилась стоимомть, содержание и значение скиллов
- Действительно много значат уровни атрибутов
- Введено понятие Size Modifier, задающее размер персонажа, к которому привязано множество явлений
2. Серьезные изменения, затронувшие бой:- Ликвидация ПД
- Появление опций и маневров активной защиты
- Полное изменение механики скорострельности
- Доведенная до ума типология повреждений
- Изменен состав характеристик оружия
- Изменено множество мелких деталей, которые в целом меняют впечатление от боевой системы
3. Прочее:- Явления игромеханики намного проще приравниваются к явлениям реального мира. В частности, за счет формул конверсии физических характеристик в игромеханические значения, а так же за счет следования квадратичным и кубическим прогрессиям
- Текст не повторяется между книгами. Вместо этого даются ссылки на книги, вышестоящие по иерархии.
- Все мелочи, детали, уточнения, новые идеи и новые опции, возникшие после выхода книги, публикуются в электронном виде в минидополнениях
- Создана новая прогрессия техлевелов, на этот раз четко разделяющая научные и "сверхнаучные" достижения. Каждый техуровень теперь кардинально отличается от предыдущего
4. А еще книжках появилось:- Тонна опций по боевой системе в Martial Arts, радикально обогащающих и углубляющих бой
- Правила по созданию техник в Martial Arts
- Альтернативные магические системы в Thaumatology
- Тонна опций по магической системе в Thaumatology
- Альтернативные боевые системы разной стапени абстрактности в Mass Combat и Spaceships
Субъективно и в целом:Система стала в среднем в полтора раза проще, и, несмотря на малое количество книг, она уже в несколько раз богаче игромеханически. Здесь не такая ситуация, как, к примеру с переходом от ДнД3 к ДнД4 (где система просто стала другой).
Четвертая редакция ГУРПС лучше предшественницы по всем параметрам. Переходить стоит однозначно.
: дополняю потихоньку...