IPB

( | )

> На cамом деле все не так, как кажется, Оправданность такого подхода
V
Смирнов
Dec 4 2008, 17:17
#1


Частый гость
**

Ожидающие
176
18.11.2008
Москва




Долго думал, о чем бы таком поговорить. И вот, придумал - как тот чебурашка.

Подход "все на самом деле не так, как кажется" встречается довольно часто, если не сказать повсеместно. "Группа археологов отправляется расследовать странную пирамиду в надежде найти сокровища древних инков" - начинается как легкая Индиана-Джонс прогулка, а потом начинается жестокая резня с чужими, хищниками и прочими мышами-убийцами с Марса. пример топорный, да и прием этот используется гораздо чаще и в других аспектах.

Преследуемый злодей оказывается на самом деле добрым. Попытки остановить катастрофу становятся необходимыми действиями для того, чтобы она случилась (хо-хо! вы сами привели Избранную в мое логово!), порой само понятия добра оказывается фальшивым, и герои, сражавшиеся за него, понимают, что на самом деле были потвеорниками зла.

В зависимости от желания и опыта мастера, эта перемена может оказаться столь же неожиданный, как снегопад посреди июля. Конечно, иногда сам жанр подразумевает подобные перемены, а "Люк... я твой отец!" уже стало классикой, но подобные повороты должны быть неожиданными. В этом их смысл.

Первое, о чем я хотел поговорить, так это о реализации данного подхода. Какими инструментами вы пользуетесь, чтобы сделать ложное ощущение совершенно правдоподобным? Особенно, если, например, персонаж, который на самом деле не злодей, совершает откровенное злодеяние (например, сжигает родную деревню героев) - как объясняются такие шаги? Даете ли вы подсказки в игре, что "все не так", или же в определенный момент истина выскакиевает как черт из табакерки, оставляя на языке горьковатый привкус фразы "Деус экс Махина"?

Второй вопрос - о легитимности такого подхода. Конечно, неожиданный поворот событий драматичен. После того, как злодей долго и упорно строил козни герою, искалечил его, лишив руки, сделал так, что от него отвернулись все друзья, выяснить, что злодей этот ошибся, неправильно истолковав пророчество, и теперь предлагает объединиться против общего врага - настоящего злодея - это, конечно удар и поворот, который будет помниться долго после игры (лет пять уже, кажется. Если не больше). Однако герои, узнающие, что само мироздание работает по другому принципу, могут испытать далеко не самый шок. Например, узнать в мире ВХ40К, что Империум - ложь, Бог-Император - фикция, а хаос на самом деле хочет освободить всех от тирании жркцов.

Игроки могут - весьма заслуженно - почувствовать себя обманутыми. Именно игроки, а не только персонажи. Потому что они генерились в одну игру, а играют, оказывается, совсем в другую, и не факт, что эта, другая игра им нравится (особенно если были изменены те основополагающие принципы, которые делают сеттинг привлекательным для игрока).

И вот вопрос - где проходит граница того, что нельзя и что можно? Или этой границы вовсе нет, и мастер может как угодно манипулировать игрой и сеттингом, обещая веселый водевиль, а устраивая гонку на выживание, где каждый сам за себя?

PS: черт побери! На этом форуме действительно каждое слово заголовка прописывается с заглавной буквы!! Автоматически! Не-е-е-е-ет!!!



--------------------
Ролевой мафиози.
Перейти в начало страницы
Вставить ник
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Смирнов
Dec 16 2008, 14:10
#2


Частый гость
**

Ожидающие
176
18.11.2008
Москва




Цитата(Wyrm-Takes-Last @ Dec 15 2008, 17:02) *
Все свои люди, сочтемся.

Это уже ваш договорв [evil]
На самом деле, то, что вы его не оформляете, значит только то, что он у вас негласный. Такое очень часто бывает (ох, сейчас начнется заход "а! меня посчитали!").
Я, конечно, в твоей компании ни разу не играл, но почитываю по мере сил дневники и форума. Очень часто наблюдаю то, что по моему мнению является не столько нарушением договора, сколько (судя по описанной тобой в цитируемом посте картине) несовпадением ожиданий от договора (что напрямую следуют из его вербального незаключения).

Тут, конечно, лучше ответил бы Дима, но он человек занятой, поэтому попробую я в меру своего скудоумия. Сразу скажу, что хитрым терминам не обучен.

Если пытаться сформулировать общий принцип, то общественный договор - это приведение к согласию ожиданий от игры участников процесса с последующей реализацией этих желаний. Договор может быть как общий "а сегодня мы играем в ДнД", так и более частный. Например, я перед игрой говорю магическую фразу, заученную из рулбуков по Миру Тьмы: "помните, что ваши персонажи смертны. Они могут пострадать, быть покалечены и даже погибнуть в ходе игры." В играх по ереси я теперь добавляю "...если повезет. Если не повезет - они будут сломлены, раздавлены, совращены и превратятся в самое то, с чем пытались бороться." Это пример частного пункта общественного договора (сразу отсекая возможные споры, это именно пример, я не хочу сейчас обсуждать возможность смерти и коррапта персонажей своих игроков).

Вообще, мне гораздо ближе видение Модели Беном Леманном, которое он описывает на вордпрессе. Но там немного иная классификация. Зато мне близкая. Общественный договор "по Рону" включает в себя все проистекающене за столом, все взаимодействие и все процессы. Майк делит их на несколько подпунктов, среди которых нас интересуют два: общественный договор как таковой и Креативая Агэнда (да, та самая, о переводе которой было столько споров).

В данноми случае общественный договор включает в себя принципы взаимодействия за игровым столом. Между людьми. Это может быть как что-то настолько неигровое как "мы играем по субботам, у мастера дома", или "мастер не скидывается на пиццу", до каких-то внешних факторов типа "У Кирилла есть собака, с которой надо играть и гулять" до "дома маленький ребенок, поэтому игра сворачивается в девять". Однако говорить, что общественный договор не имеет прямого влияния на игру неправильно, поскольку он включает в себя отношения между игроками, между, так сказать, живыми людьми. "Антон и Катя любят друг друга до безумия, никогда не будут играть друг против друга и всегда вместе" или "Таня терпеть не может, когда мастер насильно влюбляет ее персонажа в другого" или "Паша не любит сложные головоломки, над которыми нужно по три часа ломать голову".

Вторая составляющая - Creative Agenda - касается она напрямую наших ожиданий от игры. Это то, что мы, игроки (и тут я включая мастера) хотим получить от игры, не на уровне конкретных правил или сеттинга, а на уровне общего удовлетворения игрой. если мы принимаем за постулат, что мы играем в ролевые игры, чтобы получить удовольствие от проведенного времени, то CA задает от чего именно мы получаем удовольствие. Самый простой и очевидный пример - "Дима хочет играть в тактическое прохождение боевок и забороть самого главного босса в честной борьбе", а "Коля хочет поучаствовать в трагической истории полной романтического настроения". Естественно, не обязательно оставаться на столь глобальном уровне. Здесь можно (и нужно) уточнять и детализировать. "Костя всегда играет файтеров", "Паша всегда играет магов", "Антону пофиг кем играть, главное - быть героем, но в итоге он все равно влезет в рукопашную" и так далее. Должен оговориться, что это включает в себя не только "что я люблю играть", но и "во что я люблю играть" и "как именно я люблю получать удовольствие от игры". Чтобы не ходить далеко, обуждающийся здесь и в смежных темах подход по созданию произведения искусства - это тоже часть CA. Да не просто часть, а "я получаю удовольствие от игры, создавая произведение искусства" - это и есть пункт CA.

Несложно заметить, что многие из этих пунктов вкладываются в понятие "предпочтение игрока". Я играю с Димой давно, знаю, что он любит тактический комбат и играть эдаких стратегов и мудрецов. Поэтому я прописывая сюжет прикидываю эти особенности, расписывая челленджи, которые встанут перед димой и его персонажем, ситуации, в которых он может оказаться и так далее. Это пример социального договора в действии. При этом, так как мы играем давно, мне нет необходимости спрашивать и подтверждать пункт договора - я его уже знаю. В этом случае договор становится негласным, неформализованным.

А вот в случае, если игрок новый или я хочу предложить Диме сыграть что-то новое, то нужно уточнять договор, дабы потом всем не было мучительно больно.

Так. Сел писать следующий абзац, объединяющий, а тут понял, что надо прояснить еще момент социальной агенды. Это то, что мы хотим получить, садясь играть в ролевую игру. Здесь может быть многшо вариантов - потусоваться в выходной день, произвести впечатление на понравившуюся девушку, самоутвердиться за счет игры, так как больше нигде самоутвердиться не получается, не дать никому получить удорвольствие... Какие-то негативные у меня примеры пошли. Вот, например, чтобы не ходить Далеко, Гаррет в теме про служанок сформулировал в конце общественную агенду проведенной игры - "научить игроков тому, какое оно зло на самом деле", "провести модуль по философии де Сада", "реализовать поставленные мастером перед собой задачи" (не могу точно сказать какие они были). При этом это именно пример отличной от "базовой" социальной, а не креативной агенды, потому что данные пункты - цель собрания, а не способ через них добиться чего-то иного.

Так как я упомянул "базовый", нулевой, вариант, надо остановиться на нем подробнее. На данный момент Большая Модель работает с одним типом социальной агенды - "мы собрались за игровым столом, чтобы получить удовольствие от игры в ролевые игры". Все остальное многообразие агенд на данный момент не рассматривается (в силу ограниченности возможностей авторов рамками человеческого сознания), и здесь лежит корень многих проблем, поскольку. как я писал в дневниках, проблема с Большой Моделью в том, что очень часто у нас играют как раз не для того. чтобы получить удовольствие, а для чего-то иного, и на предложение "а примени-ка свою модельку к моему частному случаю" остается только развести руками "Большая Модель ваш случай не рассматривает." В итоге делается вывод о том, что "медицина тут бессильна" (имея ввиду под "медициной" Большую Модель), а на самом деле, проводя аналогию, нечего было окулисту показывать шоколадный глаз с просьбой вылечить простату (это я не к тому, что другие варианты игры неправильные, а к тому, что у каждого "доктора" своя "специальность"). Что крайне печально само по себе, но несколько не по теме разговора.

Я считаю указанный вариант получения удовольствия основным, играю именно заради этого и свято уверен, что именно заради этого здоровые молодые люди и должны играть, а все остальное если не всецело от лукавого, то некоторые аспекты остального уж точно от лукавого (то есть если играть в ролевую игру ради того, чтобы произвести впечатление на девушку и, наконец, решить Вечную Проблему, еще куда ни шло, то ставить социальные эксперименты на игроках я считаю жуткой мерзостью, как и попытки самоутвердиться через ролевые игры - страшной глупостью).

Сейчас отойду на часок, потом продолжу мысль о том, что же это все должно значить и как он, ненавистный общественный договор, выглядит. Вот и я.

Суммируя все это, для меня лично (я не претендую на всеоблемлющую истинность), прикладной "общественный договор", составляемый в той или иной версии перед игрой, представляет следующее:
* Определение социальной агенды
* Определение общих деталей общественного договора касательно организации игрового процесса
* Определение общих деталей общественного договора касательно самого игрового процесса (тема, жанр, общие принципы игры)
* Определение частных деталей общественного договора касательного игрового процесса (отдельные случаи эпизоды и так далее)

Как это выглядит на деле? Для начала, я выясняю кто будет играть - у меня вообще привычка брать новых людей. На этом этапе выясняется во что мы будем играть. Далее мы генеримся. В процессе этого я общаюсь с игроками о игре, выясняю их предпочтения и пристрастия. Формируется общее тело договора. Закрепляется все это последними мастерскими сентенциями уже практически перед игрой. На бумаге мы это нигде не записываем, но договор не настолько большой, чтобы его нужно было писать и подписывать.

Вот. Теперь понимаешь, почему я предлагал отдельной темой? Получилось много, сумбурно и вообще. Донне Анне отвечу отдельным постом.



--------------------
Ролевой мафиози.
Перейти в начало страницы
Вставить ник
+Цитировать сообщение

- Смирнов   На cамом деле все не так, как кажется   Dec 4 2008, 17:17
- - Agt. Gray   Абсолютно легитимное "На самом деле всё не та...   Dec 4 2008, 18:12
- - Leer at you   Вопрос общирнейший и охватывающий основы драматург...   Dec 4 2008, 18:13
- - Agt. Gray   ЦитатаВопрос общирнейший и охватывающий основы дра...   Dec 4 2008, 18:25
|- - Leer at you   Цитата(Agt. Gray @ Dec 4 2008, 18:25) А о...   Dec 4 2008, 18:40
- - ave   Хм. На самом деле данный приём у меня всплывает не...   Dec 4 2008, 18:29
- - Aen Sidhe   А по-моему, все приёмы описанные Смирновым допусти...   Dec 4 2008, 18:50
- - Coronel   Как уже справедливо заметили выше, есть большая ра...   Dec 4 2008, 18:52
|- - Radaghast Kary   Три вещи, в общем-то, в голову пришли после ночног...   Dec 5 2008, 02:49
- - ave   Хм. Я что-то упустил. Видимо не поел. Поворот сюж...   Dec 4 2008, 19:13
- - Coronel   Именно разворот. Постановка на уши всего представл...   Dec 4 2008, 19:35
- - Radaghast Kary   Эпиграф: Что он нам несёт??? © Машина Времени. По...   Dec 4 2008, 19:39
- - Hallward   Добавлю от себя пять копеек. Даже не пять, а так, ...   Dec 4 2008, 21:52
- - Gremlinmage   С основной мыслью ранее высказавшихся - о том, что...   Dec 4 2008, 23:04
- - ave   Вобщем с Гремлин, да и остальными, по сути согласе...   Dec 4 2008, 23:48
|- - Radaghast Kary   Цитата(ave @ Dec 4 2008, 21:48) Остаюсь с...   Dec 5 2008, 01:18
- - Смирнов   И наступил день второй... И явился Смирнов пред ми...   Dec 5 2008, 18:04
|- - Aen Sidhe   Эпик каст, да Цитата(Смирнов @ Dec 5 2008, 18...   Dec 5 2008, 20:00
||- - Смирнов   Цитата(Aen Sidhe @ Dec 5 2008, 20:00) Эпи...   Dec 5 2008, 21:04
|- - Radaghast Kary   Цитата(Смирнов @ Dec 5 2008, 16:04) То е...   Dec 5 2008, 21:12
|- - Wyrm-Takes-Last   Цитата(Смирнов @ Dec 5 2008, 18:04) Давай...   Dec 5 2008, 22:39
|- - Hallward   Цитата(Смирнов @ Dec 5 2008, 18:04) И нас...   Dec 6 2008, 07:06
- - Gremlinmage   Смирнов, ЦитатаПочему эти игры были удачными? По...   Dec 5 2008, 21:10
- - Gremlinmage   Смирнов, по поводу эпик каста - ты б все-таки раз...   Dec 5 2008, 21:14
- - Gremlinmage   ЦитатаВо-вторых, путей тут, по большому счёту, чет...   Dec 5 2008, 21:20
|- - Radaghast Kary   Цитата(Gremlinmage @ Dec 5 2008, 19:20) Р...   Dec 5 2008, 21:26
- - Alexius   Про пару грабель подобных ситуаций (со сменой карт...   Dec 5 2008, 21:37
- - Agt. Gray   Смирнов,ЦитатаХочется поговорить об обоих, можно д...   Dec 5 2008, 21:54
- - Смирнов   Что поделаешь, сначала шаббат, потом воскресенье -...   Dec 8 2008, 18:32
|- - Wyrm-Takes-Last   Цитата(Смирнов @ Dec 8 2008, 18:32) Второ...   Dec 8 2008, 19:22
|- - Radaghast Kary   Цитата(Смирнов @ Dec 8 2008, 16:32) второ...   Dec 8 2008, 19:23
||- - Gremlinmage   Цитата(Radaghast Kary @ Dec 8 2008, 19:23...   Dec 8 2008, 20:49
|||- - Radaghast Kary   Цитата(Gremlinmage @ Dec 8 2008, 18:49) У...   Dec 8 2008, 21:49
|||- - Hallward   Возвращаясь к нашим баранам и протоптанным ими дор...   Dec 11 2008, 15:43
||- - Aen Sidhe   Цитата(Radaghast Kary @ Dec 8 2008, 19:23...   Dec 8 2008, 21:59
|- - Gremlinmage   Цитата(Смирнов @ Dec 8 2008, 18:32) К сож...   Dec 8 2008, 20:43
- - Pigmeich   Смирнов, а Коран разве не велит работать именно в ...   Dec 8 2008, 18:43
- - Agt. Gray   Смирнов, ЦитатаА что будет, если в таком сюжете ок...   Dec 8 2008, 19:42
|- - Смирнов   Цитата(Agt. Gray @ Dec 8 2008, 19:42) Сми...   Dec 8 2008, 19:53
- - Смирнов   Цитата(Wyrm-Takes-Last @ Dec 8 2008...   Dec 8 2008, 19:50
|- - Wyrm-Takes-Last   Цитата(Смирнов @ Dec 8 2008, 19:50) И есл...   Dec 8 2008, 20:06
|- - Alexius   Цитата(Смирнов @ Dec 8 2008, 18:50) А зам...   Dec 8 2008, 21:45
- - Gremlinmage   Radaghast Kary, Ты не переживай, я не на тебя ли...   Dec 8 2008, 22:42
- - Hallward   Gremlinmage, ЦитатаФигня эти ваши социальные дого...   Dec 9 2008, 11:58
- - Hallward   Полемика становится довольно напряжённой, так что ...   Dec 9 2008, 13:31
- - Gremlinmage   Hallward, Давай не будем продолжать это старый хо...   Dec 9 2008, 14:52
|- - Arseny   -   Dec 9 2008, 15:29
|- - Hallward   А я не собираюсь раскапывать старый холивар (хотя,...   Dec 9 2008, 15:41
- - Gremlinmage   Hallward, Какое количество слов и выражений типа ...   Dec 9 2008, 15:55
|- - Hallward   Цитата(Gremlinmage @ Dec 9 2008, 15:55) К...   Dec 9 2008, 23:06
|- - Gremlinmage   Цитата(Hallward @ Dec 9 2008, 23:06) Мне ...   Dec 9 2008, 23:37
|- - Hallward   Цитата(Gremlinmage @ Dec 9 2008, 23:37) *...   Dec 10 2008, 00:25
- - Gremlinmage   К исходной теме, появилось у меня еще одно соображ...   Dec 9 2008, 18:04
|- - Hallward   По этому поводу у меня есть контр-соображение. Ци...   Dec 9 2008, 22:41
- - Gremlinmage   Hallward, На самом деле надо подумать... Мне пока...   Dec 9 2008, 23:21
- - Gremlinmage   Hallward, Под "культистами БМ" я имею...   Dec 10 2008, 01:16
- - ave   Заканчивайте с оффтопиками и личными выпадами.   Dec 10 2008, 01:19
- - Смирнов   Что-то у меня накопилось дел, да и давление, так ч...   Dec 10 2008, 21:13
- - Gremlinmage   Вай, Смирнов, такой длинный пост, а весь смысл укл...   Dec 11 2008, 00:22
|- - Смирнов   Цитата(Gremlinmage @ Dec 11 2008, 00:22) ...   Dec 11 2008, 01:21
- - Gremlinmage   Смирнов, Да потрындеть-то я всегда пожалуйста Т...   Dec 11 2008, 15:35
- - Gremlinmage   Hallward, Ты что, когда-нибудь слышал от меня, чт...   Dec 11 2008, 16:37
- - Hallward   Gremlinmage, давай всё-таки не будем прыгать с одн...   Dec 11 2008, 20:00
- - Gremlinmage   Hallward, У меня складывается впечатление, что м...   Dec 11 2008, 21:09
- - Leer at you   Почему последнее время почти каждая тема плавно пе...   Dec 11 2008, 22:25
|- - Смирнов   Цитата(Leer at you @ Dec 11 2008, 22:25) ...   Dec 11 2008, 22:48
- - Leer at you   Первое и последнее устное предупреждение за оффтоп...   Dec 11 2008, 23:07
- - Hallward   Gremlinmage, находить общий язык для разговора о ...   Dec 11 2008, 23:53
- - Gremlinmage   Hallward, Перешли к цивилизованному методу беседы...   Dec 12 2008, 00:46
- - Hallward   Gremlinmage, объясняешь ты понятно и красиво, сп...   Dec 12 2008, 10:21
- - Gremlinmage   Hallward, Любая аналогия неточна. Данная аналог...   Dec 12 2008, 13:39
- - Hallward   Gremlinmage, Это более чем понятный ответ, спасиб...   Dec 12 2008, 17:47
- - Геометр Теней   Я, конечно, все пропустил (Гремлин, прости, моя ср...   Dec 12 2008, 17:54
|- - Смирнов   Цитата(Геометр Теней @ Dec 12 2008, 17:54...   Dec 12 2008, 18:01
- - Геометр Теней   Основная тема настолько смутно виднеется за горами...   Dec 12 2008, 20:46
- - Donna Anna   Я припозднилась, но тоже выскажусь по основной тем...   Dec 12 2008, 23:28
- - Смирнов   Цитата(Геометр Теней @ Dec 12 2008, 20:46...   Dec 15 2008, 15:03
|- - Wyrm-Takes-Last   Цитата(Смирнов @ Dec 15 2008, 15:03) ...   Dec 15 2008, 15:48
|- - Смирнов   Цитата(Wyrm-Takes-Last @ Dec 15 200...   Dec 15 2008, 16:13
|- - Wyrm-Takes-Last   Цитата(Смирнов @ Dec 15 2008, 16:13) Пост...   Dec 15 2008, 16:22
|- - Смирнов   Цитата(Wyrm-Takes-Last @ Dec 15 200...   Dec 15 2008, 16:43
|- - Wyrm-Takes-Last   Цитата(Смирнов @ Dec 15 2008, 16:43) Вот ...   Dec 15 2008, 17:02
- - Donna Anna   2 Смирнов ЦитатаБольшое спасибо за мнение! Оче...   Dec 15 2008, 20:11
|- - Смирнов   Цитата(Donna Anna @ Dec 15 2008, 20:11) Б...   Dec 16 2008, 14:20
- - Смирнов   Цитата(Wyrm-Takes-Last @ Dec 15 200...   Dec 16 2008, 14:10
- - Hallward   Уфф, асилил. Антон, а чего это у тебя Бен Леман вд...   Dec 17 2008, 02:29
- - Gremlinmage   Смирнов, А можно подробнее про тот момент, к как...   Dec 17 2008, 08:28
- - Смирнов   Цитата(Hallward @ Dec 17 2008, 02:29) У...   Dec 17 2008, 12:48
- - Radaghast Kary   Здесь просто не следует забывать, что «получить уд...   Dec 17 2008, 18:48


Ответить в данную темуНачать новую тему

 

: · ·

· · ·

RSS : 21st June 2025 - 03:38Дизайн IPB
Логотип форумов любезно предоставил Gorislav