Цитата(Iarwain @ Oct 31 2006, 05:04)
Для кого таинство, а для кого и обряд.
Таинство (лат. mysteria, "мистерия")-
обязательное для внутрирелигиозной референтной группы действо, имеющее внешнее инициационное значение и устанавливающее внутреннюю связь (religio) и единение (religare) между субъектом и объектом поклонения.
Обряд- необязательное для адептов, непостоянное во времени ритуальное действо, наличие которого на данном топографическом ареале обусловлено культорологическими, этносоциальными, политическими, географическими и иными непостоянными факторами. В отличие от
таинства, обряд не несет в себе инициационного значения ("инициация"- переход из одной референтной группы (класса) в другую внутри религиозной общины).
В православии, католицизме, т.н. "монофизитских" и армянской Церквях особо выделяют семь таинств (mysteria- лат.): крещение, причащение (оно же евхаристия, оно же литургия), исповедь (частная), миропомазание (конфирмация), соборование (елеопомазание, елеосвящение), священство (рукоположение), брак. Ассирийская Церковь Востока выделяет также семь таинств: крещение, причащение (оно же евхаристия, оно же литургия), исповедь общая (она же покаяние), освящение хлебов (для евхаристии), миропомазание (конфирмация), соборование (елеопомазание, елеосвящение), священство (рукоположение), брак.
Право на участие в таинстве имеют только члены религиозной общины. В обряде же может принимать участие и не член религиозной общины. Например: приготовление карпа или индейки на Рождество в семейном кругу или куличей и крашеных яиц на Пасху- это обряд. Простые неосвященные куличи и яйца (обрядовая форма) может есть и иноверец, но после их освящения (мистериальное содержание)- уже только член религиозной общины. Рождественские колядки- это обрядовая часть, петь их может и вообще неверующий человек. Другой пример: порядок песнопений при литургии- это обрядовая часть, петь мессы Моцарта может и атеист, но причащаться и исповедоваться (таинство) под эти песнопения имеет право только "верный". Тот, для кого крещение лишь "обряд", не является православным, если позиционирует себя внутри Православной Церкви, и не является религиоведчески грамотным, если позиционирует себя вне таковой.
Из всех "действ" обрядовую форму имеют только: частная исповедь без разрешительной молитвы (с разрешительной молитвой она имеет статус таинства), общая исповедь без разрешительной молитвы (в чине латинской мессы это "исповедуюсь, братья и сестры, что я много согрешил: мыслью, словом, делом и неисполнением долга. Моя вина, моя вина, моя великая вина..."), простое помазание елеем, простое окропление святой водой. Гражданский брак, заключенный между супругами, где только один из супругов "верный", не признается таинством, но не считается блудом, считается легальным и допустимым актом гражданского состояния. К числу неформализованных таинств относятся также пострижение в монахи ("восьмое таинство" по Феодору Студиту), водосвятный молебен, зачатие, рождение, смерть, помазание на царство елеем, помазание на царство миром, освящение чего-либо (икон, храма, куличей на Пасху, рождественской трапезы, дома и т.п.) Крещение как таинство воспринимается также у англикан, протестантов епископально-пресвитерианского направления, консервативных протестантов конгрегационалистского направления. Восприятие крещения как "обряда" характерно только для конгрегационалистов-реформистов и универсалистов- ультралевых "пятидесятнических" общин. Так что, если "кто-то" считает крещение лишь "обрядом", то православным он быть никак не может.
PS: вообще, удивляет, как не стыдятся люди своей вопиющей безграмотности.