Вот-вот. Касательно снабжения, не стоит брать проблемы с тёплой одеждой у немцев зимой 41го за образец. Они ведь зимой воевать и не готовились, соответственно больших запасов не делали. А к летней-осенней кампании 41\42 гг готовились очень тщательно. Необходимость запасать тёплую одежду для них была неочевидной, а вот необходимость регулярно, изо дня в день подтаскивать бензин к быстродвижущимся танковым частям для них была ясна как божий день и важность этой проблемы они понимали, и решать её были готовы, причём именно на советстком театре. И, кстати, отсутствие свидетельств о проблеме нехватки снабжения вкупе с активными и успешными действиями войск, ни в коей мере, не указывающими, на то, что они испытывали такой недостаток, с точки зрения методологии можно считать указанием на то, что недостатка не было. Что касается железных дорог -- их нельзя было использовать в ходе наступления танковых корпусов и для снабжения танковых корпусов. В этом сущность тактики моторизованных частей во Второй мировой войне в принципе. Вопрос о состоянии железных дорог из обсуждения проблемы "были ли немецкие танковые и механизированные части в достаточной мере обеспечены средствами снабжения в 1941м", имхо, надо вообще исключить. И, если уж на то пошло, немцы использовали трофейные паровозы и трофейный подвижной состав. Зимой 41\42гг 11ю армию того же Манштейна, когда они был в Крыму обслуживала всего одна железная дорога, на которой было всего 3 паровоза, и больших трудностей со снабжением армия не испытывала. Что касается автомобильного и прочего состава. Да, в ходе боевых действий и в особенности наступления по сравнению со спокойным мирным временем в армии наступает большой беспорядок, потому что все всегда хватают то, что под рукой. Но, летом-осенью 41го потери у немцев были ещё не настолько велики, чтобы общий беспорядок начал сказываться, а советские ещё не научились этот беспорядок эффективно использовать. А относительно качества дорог -- немцы и не собирались воевать на автобанах, они были отнюдь не дураки. Их войска были приспособлены двигаться по безодоржью (идеальный случай бездорожья -- конечно, степь, а отнюдь не лес) и дороги их существенно тормозили, но не останавливали. Что же касается лошадей -- если не ошибаюсь, количество лошадей в Вермахте и СС составляло порядка 100 тыс голов. У немцев почти вся артиллерия в пехотных подразделениях и почти все обозы шли именно на гужевой тяге. Другое дело, что это никак не отностилось к отмобилизованным и доведённым до полного состава к лету 41г и ещё не понёсшим значительных потерь моторизованным и танковым дивизиям, а речь идёт сейчас именно о них.
|