![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() No Superman ![]() ![]() ![]() ![]() Пользователи 1391 20.10.2004 Москва ![]() |
Блиать...я знал...
![]() -------------------- Here come the fuzz!
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() Шепот из-за спины ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Координаторы 4427 12.6.2005 Барнаул, по ту сторону тени. ![]() |
Цитата Тогда мне непонятно в чём безнравственность создания животных, которые не могут выживать сами? Человек этим и живёт - меняет, создаёт, уничтожает. В том числе и животных. Если я верно понял (пусть Мышиный Король меня поправит, если я ошибаюсь) в основе лежит следующий принцип - создание таких животных обрекает их на "неестественную" жизнь (неизбежно связанную с мучениями в итоге; речь не о повседневной жизни - бог весть, лучше живется свинье в стойле, ограничивающем естественные потребности, или её дикому сородичу в лесу, где потребности не ограничены, зато полно хищников, паразитов и проч. - речь о естественном для таких животных конце жизни). Также негуманно обращаться с животными способом, причиняющим им страдание. Подобный тезис видится мне достаточно произвольным (то есть не выводимым из базовых положений распространенных моральных систем без дополнительных допущений), ну да это другой вопрос. Точка зрения ничем не хуже любой другой. ![]() Вообще, я бегло пробежался по статьям данной тематики. Вот, например, рассуждения философа на схожие темы - я это выбрал за то, что это не столько пропаганда, сколько попытка рассуждать (у него там, на мой взгляд, полно неочевидных допущений, ну да это просто как пример аргументации. Хороша тем, что там можно проследить ход мысли сторонника подобных взглядов). -------------------- |
![]() |
|
![]() |
|
![]() Частый гость ![]() ![]() Пользователи 176 31.5.2008 ![]() |
Мясоеды в основной массе тоже не убивают непосредственно тех свиней, телят и прочих, которые станут их едой. В чем же тогда разница между мясоедом и веганом, ради которого см. сообщение #74.
П.С. Я сказал "грех"?? -------------------- Двое за шахматной доской. На одной половине доски стоят белые шахматы, на второй - черные шашки. Это модель многих наших споров.
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() фольклорный элемент ![]() ![]() ![]() ![]() Пользователи 1917 13.2.2005 Тридевятое царство, тридесятое государство, изба на курьих ногах ![]() |
90% растений, плоды (корни, стволы, листья, етс) которых используются в пищу, несамостоятельны и выжить в дикой природе не могут. Была, кажись, по National Geographics передача про историю культурных растений, где прозвучала такая мысль: собственно, в определённой степени культурные растения паразитируют на человеке. Тот же картофель коварно воспользовался пристрастием людей к своим крахмалистым клубням, чтобы распространиться по всем континентам, чтобы с помощью человека выкорчевать леса, распахать луга и заменить их картофельными полями. То же самое касается многих домашних животных: допустим, собак сейчас в мире гораздо больше, чем когда бы то ни было в истории было волков; домашних свиней больше, чем было диких кабанов; домашних кур больше, чем тысячи лет назад было диких, и так далее. Так как в эволюционной биологии речь идёт не о судьбе отдельных организмов, а о судьбе видов, то получается, што, жертвуя отдельными яйцами, куры в целом добились такого широкого распространения в мире, о каком другие птицы могут только мечтать. Суповая кастрюля может быть трагедией для конкретной курицы, но именно эта кастрюля сделала их, как вид, такими успешными. "Эксплуатация человека картофелем" - это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля чего-то другого... -------------------- Домашняя страница б. Яги
Лишь существо, по природе злое, может понять, какую оно обретает свободу, творя добро. С. Лем, "Глас Господа" |
![]() |
|
![]() |
|
![]() фольклорный элемент ![]() ![]() ![]() ![]() Пользователи 1917 13.2.2005 Тридевятое царство, тридесятое государство, изба на курьих ногах ![]() |
И с точки зрения гуманистической философии не подавляюще более значимый, чем ценность индивидуальной жизни. Собственно, к энтому я и хотела привести беседу. Ты берёшь за базу гуманистическую систему ценностей. "Человек и его достоинство - высшая ценность", отсюда пляшем дальше (через эмпатию и "очеловечивание" животных). Но вполне естественно поставить вопрос так: а почему, собственно, "человек и его достоинство"? Чего ради мы должны опираться именно на эту систему ценностей? Почему предлагается ставить на первое место именно благо человека, а не, к примеру, благо божества Вицлипуцли, как энто делали многие культуры в течение тысяч лет? Почему предлагается прекратить вырывать жертвам сердца на вершине пирамиды, несмотря на то, что энто может вызвать недовольство Вицлипуцли? Вицлипуцли в абзаце выше - энто не призыв возвращаться к традициям ацтеков, а указание на то, что система ценностей, называемая "гуманизмом" - далеко не одна-единственная возможная. Исторически существовали, существуют сейчас, и будут существовать и другие такие системы. Каждая из систем ценностей имеет собственные правила для определения того, что такое хорошо и что такое плохо, и энти правила могут быть очень разными. Ежели посмотреть чуть глубже, то всё ишшо интереснее. Любая оценка "хорошо - плохо" делается не в пустоте, а зависит от выбранной системы ценностей ("человек - это звучит гордо", али "главное - чтобы Вицлипуцли был доволен, а сколько для этого сердец придётся вырвать - дело десятое"). Но можно ли оценить системы ценностей и сказать, к примеру, "гуманизм лучше всего" али "ублажению Вицлипуцли просто нет альтернативы"? Нет, это невозможно. Для того, чтобы нечто оценить, надо иметь какую-то систему ценностей. Чтобы оценить системы ценностей, надо предварительно исходить из какой-то системы ценностей. Получается небезызвестный барон М., который сам себя за волосы из болота вытянул. Каждая система ценностей будет признавать лучшей саму себя, потому как все остальные приводят к неверным (с точки зрения энтой системы) решениям. Оценить в вакууме невозможно, а оценка системы ценностей с предварительно выбранной системой ценностей даёт лишь относительный результат ("с точки зрения ублажения Вицлипуцли гуманизм - бред собачий, потому как Вицлипуцли иногда будет недоволен, а энто есть по определению зло"). Поэтому получается, что объективный выбор системы ценностей невозможен. Единственно возможный выбор - опирающийся на "мне так нравится". Тебе нравится система ценностей гуманизма - и только поэтому ты её предпочитаешь другим. Старшему жрецу Вицлипуцли нравится его система ценностей - и поэтому он предпочитает её. Никакого объективного критерия нет. Поэтому мне не нравится попытки навязать какую-то одну систему ценностей, в частности гуманизм - потому как выбор её совершенно субъективен и зависит исключительно от личных предпочтений. Заметь: я ни в коем случае не говорю, что такое навязывание - зло, али что борьба с ним - добро, потому как энто было бы противоречием к вышесказанному ![]() -------------------- Домашняя страница б. Яги
Лишь существо, по природе злое, может понять, какую оно обретает свободу, творя добро. С. Лем, "Глас Господа" |
![]() |
|
![]() ![]() |
![]() |
: 4th July 2025 - 23:27 | ![]() |